Введение

Настоящая работа посвящена изучению такого домашнего животного Византии и отношения к нему, как собака. Почему речь пойдёт именно о собаках, в чём будет заключаться это исследование и, в целом, для чего оно нужно? Это закономерные вопросы, требующие объяснения, и поэтому введение следует начать именно с них.

Выбор данной темы отнюдь не случаен - чтобы сделать его понятным, позволим себе изложить некоторую его предысторию, а точнее, описать тот контекст, из которого изучение собак и их места в жизни византийских людей кристаллизуется в отдельную проблему для исследования, актуальную и перспективную.

В основании этого контекста лежит определённая область исторической науки, а именно, история животного мира и отношения к нему общества. Тема животного мира - это огромный пласт, включающий в себя много различных по предмету, характеру, подходу и направлению возможностей исследования. Это, в первую очередь, изучение символического осмысления животных (относительно древнего и средневекового мироощущения) и традиции, передающей этот символический смысл (основой для таких исследований являются, прежде всего, бестиарии и изобразительный материал) - как правило, такой подход оказывается наиболее популярным среди исследователей зоологических сюжетов. Затем, это изучение животного мира в контексте научных знаний того или иного исторического периода (здесь, опять же, основой для исследования являются трактаты о животных и медицинские трактаты); особую роль для Византии играет связь с античной традицией (начиная от Аристотеля) и её преломление и изменение в византийское время . Кроме того, отдельным направлением является исследование животного мира в рамках естественной истории и истории зоологии в частности: изучение видов, их популяций и ареала распространения (а также других подобных вопросов) в различные периоды. И, наконец, можно выделить ещё одно направление: изучение животных в тесной связи с жизнью людей: (здесь круг ограничивается, главным образом, домашними животными), что позволяет получить новые результаты в контексте истории повседневности, а также получить данные относительно восприятия мира (в том числе и животного) обществом исследуемого периода.

Последний вариант (изучение домашних животных) был выбран за основу для дальнейшей работы. Почему? Рассмотрим несколько подробнее, в чём состоит концепция этой тематики, чем она актуальна и перспективна, какова её источниковая база и какова ситуация с литературой по этому направлению.

Актуальность изучения темы домашних животных Византийской империи на сегодняшний день определяется тем обстоятельством, что эта тема неразрывно связана с повседневностью и даёт новые выходы на изучение обыденной жизни византийцев. О важности и популярности истории повседневности здесь говорить излишне: быт, детали и подробности повседневной жизни чрезвычайно важны для понимания как частных моментов, так и эпохи в целом.

Почему изучение домашних животных является важной частью истории повседневности? Животные окружают человека на протяжении всей жизни с давних времён. Помимо столкновений с дикими особями, люди использовали одомашненных животных для ведения хозяйства, разводили для употребления в пищу, использовали как средство передвижения; домашние звери стали неотъемлемым атрибутом охоты (мероприятия, распространённого как у императора и при его дворе, так и среди простых людей ), цирковых выступлений и выступлений бродячих артистов; наконец, домашние животные, постоянно находясь рядом с человеком, стали частью его повседневной жизни и частью всей культуры того времени. Таким образом, изучение именно домашних животных является, на наш взгляд, особенно важным, поскольку человек близко контактировал с ними, и через эту связь мы можем приблизиться к пониманию определённых вещей, недоступных для изучения через призму других направлений исторической работы. Надо сказать, что этот предмет исследования не является абсолютно новым: в историографии имеются работы, связанные с тематикой домашних животных и взаимоотношений животных и человека . Однако по истории Византии подобные труды не известны .

Тот факт, что какие-либо труды по данной теме не были выявлены автором настоящей работы в процессе знакомства с мировой историографией этого направления, подчёркивает актуальность её разработки. Практически все случаи интереса к животному миру Византии в историографии ограничиваются исследованием символики образов животных (в том числе мифических), её преемственности по отношению к античности, а также изучением различных поверий, касающихся свойств животных и их применения в медицине. Также есть работы описательного характера, посвящённые исследованию определённых сегментов фауны (описание, лексикология, встречаемость тех или иных видов) , однако подобные труды по своей сути не затрагивают связи с человеком, его бытом и повседневной жизнью в целом, и поэтому не приоткрывают для нас ту завесу неизвестности, которая отделяет нас сегодня от многих неисследованных сторон жизни, а также сознания византийцев.

Здесь необходимо сказать, что названные в предыдущем абзаце подходы не позволяют узнать, что реально представляли собой животные, с которыми взаимодействовали византийцы, как шло это взаимодействие и о чём оно нам говорит, в то время, как разработка тематики домашних животных и их отношений с людьми имеет цель (и реальную возможность) дать нам ответы на эти вопросы.

Учитывая объёмность выбранной тематики, встаёт задача конкретизации объекта исследования до некоей более узкой темы для изучения на данном этапе. Круг домашних животных обширен и сфер их взаимодействия с человеком великое множество, поэтому в качестве одного из вариантов конкретизации целесообразно ограничиться лишь одним животным, и изучить его и связанные с ним моменты в рамках определённой выше концепции. Таким животным может стать собака: этот выбор не случаен, и вот почему.

Взаимосвязь человека с домашним животным всегда носит очень личностный, несколько интимный характер, даже если эти отношения являются исключительно прагматическими. Животное нельзя вырастить и использовать, не зная его особенностей, не заботясь о нём, не чувствуя, что ему нужно. В случае с собакой это верно вдвойне, так как отношения с ней у человека всегда были теснее, чем с остальными животными. Собака не только используется для хозяйственных нужд, но и является соратником, другом и защитником, что предполагает очень близкое место этого животного к человеку и его быту. Собака - это первое, что приходит на ум византийским авторам для сравнения с человеком, если надо провести параллель с животным миром. Однако, не смотря на перечисленные моменты, отношение к собакам в византийском мире до сих пор плохо исследовано. Именно поэтому разработка данной темы может быть плодотворной.

Что представляли собой византийские собаки, как и где они применялись, как содержались? Каково было их место среди людей, как к ним относились и как их воспринимали (и, если возможно, почему именно так)? Было ли отношение к ним сугубо прагматическим (как к предмету, орудию), или же мы можем говорить о некоем культурном аспекте этих взаимоотношений? Есть ли различия этих взаимоотношений в городской и деревенской среде, а также среди разных слоёв населения? И какие выходы всё это даёт к изучению менталитета византийцев?

Все эти проблемы относятся к избранной тематике. В данной работе мы постараемся решить некоторые из них. Тема настоящего исследования сформулирована следующим образом: "Собака в жизни византийского человека (прагматический и культурный аспекты)". Такая формулировка предполагает, с одной стороны, изучение византийских собак по данным, которые оставили о них сами византийцы и, соответственно, в тесной привязке к их собственной жизни, а с другой, понимание в той мере, в которой полученные данные это позволяют сделать, этих данных, являлась ли собака исключительно "вспомогательным орудием" для достижения неких прагматических целей, или же она представляла собой для византийцев нечто большее, чем просто "орудие", и мы можем говорить о некоем культурном, личностном плане взаимодействия собаки и человека.

В итоге, задачи, которые ставит данная тематика, можно обозначить так:

1) выявление и оценка первичной информации о византийских собаках на основании выбранных источников, а именно: составление общего представления об этих собаках и выяснение основных моментов относительно их содержания, разведения и ухода, в том числе и ветеринарного;

2) оценка того, в какой мере отношения человека и собаки строились на прагматической основе, а в какой - на личностных отношениях;

3) попытка понять, насколько возможно, что все полученные данные могут сказать нам об уровне и характере отношений человека и собаки в византийское время, насколько социально значимыми они были, какое место занимала собака в жизни византийцев, и как они сами воспринимали её и относились к ней.

Работу в данном направлении целесообразно начать с изучения специальных трактатов, посвящённых собакам, что создаст необходимую базу для дальнейшей разработки этого направления и, кроме того, поможет ограничить объём работы, а это оправдано на данном этапе исследования темы. Именно поэтому в основу настоящего исследования положен трактат Димитрия Пепагомена, медика и писателя первой половины XV в., "Кинология", посвящённый собакам - единственное сохранившееся произведение этого жанра византийского времени. Данный трактат послужит для нас отправной точкой, отталкиваясь от которой мы попытаемся наметить и развить основные аспекты выбранной темы с помощью дополнительных источников.

В качестве дополнительного материала привлечены античные трактаты о собаках, и, не смотря на то, что они написаны существенно раньше интересующего нас времени, без них нельзя обойтись. Дело в том, что собственно византийский трактат даёт нам довольно скупой материал по поводу многих моментов, которые мы хотели бы узнать; античные же трактаты по поводу тех же вопросов содержат богатые, развёрнутые данные. Информация византийских источников является как бы отголоском сказанного в античности, где-то более кратким, где-то почти дословным, а, порой, и содержащим собственные дополнения. И, в этом смысле, сравнение с античностью просто необходимо - только так мы сможем понять откуда пошли те или иные утверждения, какой они имели первоначальный смысл и в каком виде перешли в византийское время, а также что в трактате является собственно византийским.

Кроме того, будет привлечена и информация некоторых византийских источников других жанров - для сравнения и уточнения отдельных моментов, а также изобразительный материал - он дополнит информацию письменных источников.

Что касается хронологических рамок, то в данной работе будет выбран диахронный срез, то есть будет учитываться весь византийский период, с середины IV по середину XV века. Такой подход необходим ввиду того, что имеющийся очевидный источниковый материал по данному вопросу в совокупности пока не объёмен, а также (учитывая специфику предмета исследования) потому, что на первичном этапе разработки данного вопроса невозможно говорить о целостной эволюции предмета исследования на протяжении периода существования Византии.

Необходимо далее сказать несколько слов о том, как построена работа. Согласно замыслу, она будет несколько мозаичной: её исследовательская часть разделена на 5 глав, каждая из которых повествует о каком-то одном из основных аспектов собаководства, а именно: экстерьере (внешнем виде) собак, породах и разведении, содержании, ветеринарном уходе за собаками и, наконец, о бездомных собаках в Византии. Такая структура работы является оптимальной на данном этапе разработки темы: она позволяет получить представления о базовых понятиях, связанных с византийскими собаками и собаководством, без чего невозможна дальнейшая, более глубокая проработка выбранной тематики. В главах даётся как фактический материал, так и его анализ, позволяющий, порой, сделать небезынтересные выводы.

Завершая вводную главу, было бы, на наш взгляд, неправильно не затронуть вопрос важности и нужности разработки данной проблематики в общечеловеческом контексте. Здесь встают закономерные вопросы: для кого должна писаться такая работа - для историка, или для современного кинолога? Автор настоящей работы склоняется к тому, чтобы обозначить второго адресата как не менее важного, потому что именно он сможет впитать все результаты такого исследования, по-своему оценить их и, так или иначе, учесть этот опыт в своей практике.

Верховых А.Ю. © 2008 г. Копирование на любых носителях, распространение и использование данного материала возможно только после получения разрешения от автора.


Новости О секции Ринг Поле Щенки Библиотека Галерея

Присылайте
Ваши материалы
 При использовании любых материалов ссылка на сайт обязательна.

Рейтинг@Mail.ru